Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября Святая Церковь празднует первый двунадесятый праздник церковного года - Рождество Пресвятой Богородицы. В дни праздника в Пермском Успенском женском монастыре были совершены праздничные богослужения.

 

В Священном Писании содержится очень мало сведений о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Девы Марии.

 

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим явился Ангел, возвестив, что Господь внял их молитве и Анна зачнет и родит, и о потомстве праведной четы будут говорить во всём мире.

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима.

 

Анна зачала и родила Девочку. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда принято, отдали его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Первые свидетельства о празднике Рождества Пресвятой Богородицы относятся к V веку. Впервые о нем упомянуто в слове Прокла, патриарха Константинопольского и сакраментарии папы Геласия I, хотя древнейшие списки последнего датируются лишь VIII веком.

В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Преподобный Андрей Критский, составил два слова и канон, посвященные Рождеству Пресвятой Богородицы. Праздник также отмечен в грузинской версии иерусалимского Лекционария  и в праздничном Евангелии императора Феодосия III.

Древнейшие указания о чине службы Рождеству содержатся в уже упоминавшемся нами грузинском переводе иерусалимского Лекционария, древнейшего памятника уставного и гимнографического содержания, имеющего греческое происхождение и возникшего в результате литургической деятельности Патриарха Софрония Иерусалимского.

Показать больше